ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 934 подписчика

Свежие комментарии

Ученые доказали, что память предков действительно существует

Опыт, приобретенный отцом, плохой или хороший, будет унаследован его детьми и даже внуками. К примеру, если папа тонул, то его сын будет панически бояться воды. И сын его сына - тоже. Если горел - то будет опасаться огня. Голодал - будет склонен к обжорству.

У папы бабника сын, скорее всего, тоже станет охочим до женщин. И передаст эту особенность дальше. Аналогичным образом последующим поколениям достанутся пристрастия проводить время в гараже, на охоте, на рыбалке, с друзьями на футболе. Или любовь к определенным продуктам.

Иными словами, потомство может наследовать нечто приобретенное предыдущими поколениями. По сути, наследовать память о тех или иных событиях. Фантастика? Отнюдь. То, что такой феномен существует, доказали биологи из Университета Эмори (Yerkes National Primate Research Center, Emory University).

Керри Ресслер (Kerry Ressler) и Брайан Диас (Brian Dias) провели удивительный эксперимент, о котором рассказали в журнале Nature Neuroscience. Они подключили электрические провода к полу помещения, в котором находились самцы мышей. Периодически включали ток. Мышам становилось больно и они убегали.

Удары током по лапкам мышей ученые сопровождали запахом черемухи - распыляли ацетофенон, основной компонент этого запаха. После многократного - комплексного - воздействия зверьков перестали мучить электричеством. Только окатывали запахом. Унюхав ацетофенон, мыши вздрагивали, подпрыгивали и бежали прочь от "страшной" черемухи.

Самое интересное началось на следующем этапе. От мышей, участвовавших в эксперименте, родилось потомство, током не битое и черемухи не нюхавшее. чем таким не сталкивалось. Когда потомство чуть подросло, ученые дали ему понюхать тот самый ацетофенон. Мышата отреагировали в точности, как их отцы. То есть, вздрогнули, подпрыгнули и убежали. Хотя их током не били.

Далее - от второго поколения мышей, унаследовавших страх перед черемухой, родилось следующее. И его этот запах пугал. Ученые предполагают, что память предков сохраняется и у правнуков. И у пра-пра-внуков. Хотя еще не проверили это.

Что-то с памятью моей стало

Разумно было бы предположить, что битые током и пуганые черемухой самцы мышей каким-то образом - пусть даже загадочным - передают свой опыт мышатам в процессе общения. Учат бояться. Но нет. В нескольких сериях экспериментов участвовали мышата, которые были зачаты в пробирке. И никогда со своими биологическими отцами не встречались. Но и они пугались ацетофенона, словно бы ожидали удара током.

Объяснения феномену пока нет. Имеется только гипотеза, что в передаче опыта задействованы механизмы эпигенетики. А они включаются в зависимости от степени метилирования тех или иных фрагментов ДНК. А это, в свою очередь, приводит к тому, что меняется структура нейронов в некоторых участках мозга. Их новая конфигурация и обеспечивает ту или иную реакцию на происходящие события.

Похоже, что степень метилирования передается через сперму. То есть, по мужской линии. И таким образом наследуется, способствуя появлению в мозгу структур, потребных для реализации опыта предков.

Феномен дежавю можно объяснить памятью предков

Наследуются ли какие-либо приобретенные особенности от матерей и бабушек? Ученые таких экспериментов пока не проводили. Но подозревают, что природа подобной опции не предусмотрела. Хотя… Кто знает, может быть организм самки становится временным вместилищем "опыта", полученного со спермой самца. И она - мать - все-таки участвует в процессе.

Коллеги Ресслера и Диаса полагают, что раскрыв механизм передачи памяти предков, можно будет понять природу появления у людей фобий и тревожных состояний.

Не исключено и другое. То, что с феноменом связаны таинственные явления психики. Например, случаи, когда люди неожидано начинают говорить на других языках. Играть на совершенно незнакомых прежде музыкальных инструментах. Или рассказывать о событиях, которые произошли давным давно и очень далеко. Память предков дает так о себе знать? А вдруг ею можно объяснить и дежавю? Когда человеку кажется, что то, что с ним сейчас происходит, уже было… А так называемый зов предков? Когда тянет совершить что-нибудь дикое? Может быть, и тут дело в метилировании?

СПРАВКА

Метилирование ДНК- это присоединение метильной группы, состоящей из одного атома углерода и трех атомов водорода (CH3) к молекуле ДНК. Последовательность ДНК в результате не меняется. Однако процесс влияет на работу генов - на так называемую их экспрессию. Какие-то выключаются, а какие-то включаются. Таким образом организм регулирует последовательность и продолжительность их работы.

Метильные группы могут как присоединяться, так и отсоединяться. Соответственно, экспрессия генов то возрастает, то уменьшается