Военная музыка – ровесница самой войне. Натянутые на обручи куски бычьей кожи и огромные полые деревянные трубы поднимали на бой, помогали блюсти дисциплину в этом бою, вселяли в сердца отвагу и, наконец, извещали о достигнутой победе. А случалось – напрямую помогали этой победы добиться. Вспомним старозаветные стены города Иерихона, павшие под мощью звуков боевых труб. На Руси первые источники, в которых говорится о наличии в войске музыкальных инструментов, датированы XIV веком. Из летописи: «И начаша мнози гласы ратных труб трубити».
Полковые оркестры составлялись произвольно, исходя не только из положенного по штату содержания, но и по возможностям шефа полка, его командира и господ офицеров. Типовым полковым оркестром в пешей гвардии в середине ХIX века был оркестр, смешанный из медных и деревянных духовых инструментов, числом 42 человека. К началу ХХ века военные оркестры выполняли в русском обществе ту же функцию, что сегодня выполняют радиостанции в диапазоне FM. Военные музыканты могли выступать где угодно и играть что угодно. Среди партитур духовых оркестров встречались и сложнейшие вещи Вагнера и Берлиоза, и переработки народных песен и популярных романсов. Из тысяч военных песен, рожденных до 1917 года, до нас дошло, по разным оценкам, не более 400. Все их условно можно поделить на несколько основных групп. Прежде всего это песни строевые. Они отличаются одинаковым ритмом, так как на марше русский солдат обязан был идти в режиме 100 шагов в минуту. Следующая группа песен – персональные. В них воспевались герои и погибшие. Были песни шуточно-веселые. Характерна широко известная доселе «Соловей, соловей-пташечка». И не слишком приличные, но очень точные частушки «Журавель». http://files.pobeda.ru/music/entsikloped... СОЛОВЕЙ, СОЛОВЕЙ, ПТАШЕЧКА |
Соловей соловей пташечка...
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии