На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ

23 934 подписчика

Свежие комментарии

Смерть и возрождение «Варяга»

 

 
 

Крейсер Варяг, подготовка к спуску, осень 1899 года

9 февраля 1904 года крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец» вышли с рейда корейского Чемульпо и приняли неравный бой с японским отрядом – шестью крейсерами и восемью миноносцами. О самом сражении известно многое, но как сложилась судьба «Варяга» потом?

 

Путь в легенду

…Первичный осмотр вползшего в бухту после боя «Варяга» показал, что ремонт своими силами невозможен. Некогда белоснежный красавец крейсер выглядел ужасающе. Палуба была во многих местах пробита, залита кровью и завалена неубранными телами погибших. Верхнее колено третьей трубы было начисто снесено. Косо повисло крыло капитанского мостика, на котором погибли большинство сигнальщиков и офицеров корабля. Из двенадцати 152-миллиметровых пушек оставались годны к использованию только четыре – и то при условии их немедленного ремонта. Были уничтожены все 47-миллиметровые пушки.
Все металлические шлюпки были сплошь продырявлены, а все деревянные – сожжены. Четверть команды были убиты или тяжело ранены, примерно треть – легко ранены, но такие не уходили со своих постов. Их можно было только унести в лазарет – потерявших сознание на месте от болевого шока или потери крови. Так, например, санитарная команда подобрала артиллерийского мичмана Губонина, который с осколочной раной ноги с повреждением кости и тяжелым ожогом оставался около орудия вплоть до выхода из боя. Один из выживших сигнальщиков больше часа оставался на боевом посту, лишь остановив кровь из изрубленной осколками руки.

Командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев

В офицерских каютах и кают-компании продолжался пожар, тушить который не хватало рук. Водоотливные насосы в трюме не справлялись с тоннами поступающей сквозь пробоины воды, и крейсер начал тяжело крениться на левый борт. «Варяг» медленно умирал на глазах интернациональной эскадры…
Видя такое положение дел, с иностранных кораблей к крейсеру немедленно послали шлюпки с медиками и ремонтниками. В стороне остались только американские моряки, которые отрешенно наблюдали за суетой вокруг искалеченного «Варяга». Взбешенный капитан французского «Паскаля» Виктор Сенэ, не сдерживаясь в выражениях, сигнализировал о недопустимости такого поведения «Виксбургу», как флажной азбукой, так и по радиотелеграфу. Только после этого к русскому крейсеру подошла шлюпка с американскими медиками. Впрочем, к этому времени большинство раненых уже были эвакуированы, и Руднев, командир крейсера, отослал американцев обратно.

Английский «Тэлбот», итальянская «Эльба» и французский «Паскаль» взяли на борт всех русских в Чемульпо. «Паскаль» принял у себя 42 раненых и 40 здоровых с «Варяга», а также команду «Корейца» и посольского парохода «Сунгари» в полном составе. Коммодор Бэйли едва уговорил отдать на «Тэлбот» часть русских моряков, и, в конце концов, Сенэ передал англичанам часть экипажа «Сунгари». Взамен «Паскаль» тут же принял на борт весь состав русской миссии в Чемульпо, мотивируя это тем, что о том уже была предварительная договоренность. «Эльба» молчала – она и без того была перегружена ранеными. Так что крейсеру впору было поднимать не итальянский флаг, а стяг Красного Креста. Только «Виксбург» отказался принять на борт раненых даже с потерпевшего бедствие (то есть тонущего) «Варяга». Капитан сослался на отсутствие на этот счет разрешения американского правительства…

Затопленный «Варяг» в Чемульпо, 10 февраля 1904 года

Путь ко дну

Безумная скученность людей на кораблях могла вызвать повальную эпидемию – у некоторых уже началась гангрена, а на «Паскале» от ран умерли восемь моряков. Нужно было предпринимать какие-то меры. Вскоре четверых раненых, пребывание которых в корабельном госпитале сочли опасным, эвакуировали на берег, в нейтральный госпиталь. Странно, но японцы, объявившие «всех находившихся в городе подданных России пленными», обошли этот госпиталь стороной.

Так как «Варяг» спасти не удавалось, командир крейсера Руднев объявил о решении совета кают-компании – «Кореец» взорвать, а «Варяг» потопить. Бэйли, командир «Тэлбота» и флагман интернациональной бригады в Чемульпо, попросил лишь об одном – чтобы канонерку уничтожили не на территории порта, так как взрыв может повредить стоящие там корабли. Командир «Корейца» Беляев согласился и, выведя корабль на фарватер, сам поджег бикфордовы шнуры.

«Варяг» в это время открыл кингстоны на месте своей стоянки. Впрочем, это был чисто формальный жест – вода непрерывно поступала сквозь пять подводных пробоин, и водоотливные насосы были не в силах с ней справиться. Крейсер сильно просел на корму и почти завалился на левый борт. Наконец холодные воды залива сомкнулись над ним, скрыв «Варяг» под собой…
Экипажи русских кораблей и личный состав миссии были вывезены иностранными судами в Шанхай, а оттуда уже на нейтральных транспортах через океан отправлены в Севастополь. Руднев представил отличившихся к наградам. Император не только утвердил присланные представления, но и пожаловал ордена Святого Георгия всем участникам битвы.
А японцы тем временем, заняв Чемульпо, принялись за поднятие «Варяга» на поверхность. Обследовав лежащий на дне крейсер, генерал-лейтенант инженерных войск, специалист по судоподъемным работам огорошил адмирала Сотокити Уриу, сообщив ему, что его эскадра «целый час не могла утопить безнадежно неисправный корабль». Далее Араи-сан высказал соображение, что подъем и ремонт крейсера экономически невыгодны. Но Уриу все равно приказал начать подъемные работы. Для него это было делом чести.

Взрыв «Корейца»

Путь в вечность

11 лет «Варяг» под именем «Сойя» находился в японском флоте, а затем в марте 1916 года был куплен русским правительством. Укомплектованный командой, «Варяг» в июне-ноябре перешел из Владивостока в Мурманск для усиления флотилии Северного Ледовитого океана.

Но это уже был не красавец, а реанимированный монстр наподобие Франкенштейна. Как боевая единица крейсер не выдерживал никакой критики, и его было решено поставить на капитальный ремонт в английский док. Вскоре после прибытия в Ливерпуль в России произошла революция, и половину команды отозвали в Россию – на фронт. На корабле остались лишь восемь моряков, один боцман и один унтер-офицер. Англичане вскоре бросили ремонт, потому что у нового советского правительства денег на это не нашлось.

Затем «Варяг» был отбуксирован из дока под дула наведенных на него полевых пушек. Британские морские пехотинцы штурмом взяли искалеченный корабль, десятерых русских избили и кинули в тюрьму – рядом с немецкими моряками с потопленной подлодки. После признания Великобританией советской власти в 1918 году корабль был продан военно-морским атташе царской России Н.А. Волковым на слом частному владельцу. При буксировке к месту слома крейсер сел на мель, да так жестко, что сдвинуть его с места не было никакой возможности. Месяц корабль разваливался по частям, не в силах противостоять ударам волн, и, наконец, осенью 1925 года последняя черневшая на камнях носовая часть ушла под воду…

Сделанный на американских верфях и служивший одно время японцам, «Варяг» все равно оставался русским – русским по духу. Ведь на нем служили русские моряки, готовые, в случае необходимости, пожертвовать своими жизнями ради Родины…

Картина дня

наверх